В евангельском свидетельстве указывается, что на горе Фавор произошло Преображение Господа нашего: «и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».
Вопрос о природе фаворского света привел к возникновению таких богословских направлений, как исихазм и гуманизм.
Гуманисты считали, что свет, которым просиял Спаситель, имеет сугубо физическую природу и потому доступен земному зрению.
Исихасты, что в переводе с греческого означает «безмолвники», или «молчальники», утверждали, что свет этот присущ природе Сына Божиего, но скрывается плотью, и поэтому может быть увиден только просветленным зрением, то есть глазами высокодуховного человека. Этот необычный свет изначально присущ Божеству, но для обыкновенного зрения он не заметен. В момент Преображения Господь сам «открыл» глаза своим ученикам для «духовного» зрения, и они увидели его сияние.
В 1351 году на Константинопольском Поместном соборе святитель Григорий Палама (1296–1359) раскрыл свое видение природы фаворского света. Он полагал, что этот свет представляет собой силу и энергию Божественную, которая исходит от всего принадлежащего по природе к Богу. Он сказал: «Понимаете ли, что телесные глаза слепы к этому свету? Следовательно, сам свет тоже не чувственный, и избранные апостолы, которые его видели, его не видели просто телесными глазами, но глазами, которые были подготовлены к этому Святым Духом».
Конечно, исихазм не существует только применительно к священным изображениям. Это, на самом деле, целое христианское мировоззрение, особый путь спасения Души. Одним из величайших исихастов был
Преподобный Сергий Радонежский (1321–1391), внесший огромный вклад в объединение земель Русских.