В известном памятнике русской культуры XI в. «Изборнике Великого князя Святослава Ярославича» дано описание значительного числа лекарственных растений и их лечебного применения.
Три составляющих человека
У каждого явления, события, действия всегда имеется своя причина и свой материальный (энергетический) носитель (орган, тело, прибор, инструмент и т.д.), совершающий это действие. Значит, рассмотренные выше способы восприятия и анализа человеком внешнего мира, безусловно, связаны с какими-то тремя неотделимыми друг от друга структурными частями человека.
Не мудрствуя лукаво, воспользуемся опытом специалистов, принадлежащих к различным религиям, оккультным и иным школам, и работающих в этой области не одно тысячелетие, и назовем структурные части человека Телом, Душой и Духом. От использования таких старинных и всем известных названий логика представления данной гипотезы нисколько не пострадает, а даже выиграет.
Тело
Тело человека постоянно контактирует с внешним миром. Вещества внешнего мира составляют физическое тело человека, поэтому на него, как и на иные объекты материального мира, воздействуют различные внешние факторы.
С помощью органов чувств человек может наблюдать и исследовать не только предметы и явления материального мира, но и свое собственное тело. Однако эти органы бессильны для анализа его ощущений (чувств) от происходящих вокруг событий.
Душа
Слово «Душа» обозначает ту структурную часть человека, посредством которой он связывает внешний мир со своим собственным бытием, ощущает радость или боль, удовольствие или неудовольствие. Телесное бытие открыто для всего окружающего мира и, в частности, для других людей. Душевное же бытие человек несет в себе как свой собственный мир, в котором сохраняются его сугубо личные чувства, эмоции, переживания и впечатления.
Дух
Через Дух человеку открываются законы (тайны) функционирования внешнего мира, для которых их эмоциональная оценка человеком не имеет никакого значения. Представим себе человека в цветущем весеннем саду. Восторг от окружающей его красоты, переживаемый его Душой, принадлежит ему; но те вечные законы развития растительного мира, которые он постигает своим умом, принадлежат внешнему миру.
Душа и Дух имеют вполне материальную основу, которую некоторые люди могут наблюдать в виде неких структур (тонких тел, ауры), окружающих физическое тело человека.