Омела, «золотая ветвь», упоминается в «Энеиде» Вергилия. Он рассказывает о том, как пророчица Сивилла советует Энею добыть «золотую ветвь» в саду Персефоны и принести ее в жертву богине, чтобы попасть в подземное царство Аида для свидания с отцом.
Омела белая — Viscum album L. — вечнозеленый кустарничек из семейства ремнецветных, растущий на ветвях деревьев
Музыкальные инструменты
Человек использует окружающие его предметы для извлечения звука с первобытных времен. Об этом свидетельствует тот факт, что даже высшие приматы для демонстрации собственной силы и отпугивания врагов создают различные шумовые эффекты: колотят палкой по дереву, трясут ветки или выбивают дробь на собственной могучей груди, набрав предварительно в легкие воздуха. Однако человек пошел дальше. Он научился не только использовать звучащие предметы при необходимости, хватая первое, что попадется под руку, но и создавать их специально.
Материалом для этого служили ветки деревьев, камни, части скелетов съеденных животных. Собственно, они-то и были первыми музыкальными инструментами. Способ извлечения звука — ударный, а характер звука по большей части шумовой. Уже в эпоху палеолита и неолита такие инструменты использовались для сигнальных и, возможно, магических целей — отпугивания злых духов. Мы не знаем, как они назывались в те времена, сегодня им соответствуют такие инструменты, как трещотка, доска, кастаньеты, а также различные «шумелки», «гремелки» и «стукалки» (как их называют дети, которые в своем развитии, как правило, проходят через этап создания примитивных музыкальных ударных инструментов, правда, пользуются они для этих целей предметами из более современных материалов — вроде маминых кастрюль и ложек, — которых еще не было на заре человечества).
Следующим этапом в развитии музыкальной культуры стало появление инструментов, требующих особой обработки: ударных из выдолбленных кусков дерева или плодов деревьев, духовых из просверленных веток, костей и рогов животных. Для человека стало важным получить не только шум, но и чистый музыкальный звук. Музыка обрела не только ритм, но и мелодию.
Технология производства музыкальных инструментов усложнялась, в ход все больше шли материалы животного происхождения. На деревянный каркас или выдолбленные плоды человек стал натягивать шкуры. Тамтамы, литавры, конгасы, бубны, тамбурины, бонго и барабаны до сих пор звучат в этнической, классической и современной музыке. В шаманизме бубен играет особую роль: он служит для переноса шамана в мир духов. Бубны даже называют в честь домашних лошадей, как бы подчеркивая, что этот инструмент — транспортное средство, переносящее.. в иной мир. У многих народов бубен символически связан с Центром Мира или Мировым Древом. Эвенкийские шаманы делают обод из священной лиственницы, саамские шаманы украшают бубны символами Космического Древа. В результате исследований шаманских обрядов индейцев салиш было обнаружено, что ритм ударов находится в ряду частот тета-волн энцефалограммы (4—7 циклов в секунду). Эта частота соответствует состоянию сна со сновидениями, гипнотического транса.
Человек продолжал развиваться и совершенствовать технологию производства музыкальных инструментов. Он обнаружил, что жилы животных при разном натяжении дают звуки разной высоты. Это стало высшим достижением человека в этой области — ведь на одном и том же инструменте можно было сыграть великое множество звуков. Интересно, что как в восточной, так и в европейской культуре существует множество легенд о происхождении струнных инструментов.
В Индии изобретателем вины — струнного инструмента из стебля бамбука, двух тыкв и жил животных — считается Шива. Он «создал этот инструмент в помощь человеческому уму и телу, с учетом их различных состояний утром, в полдень, днем и ночью и когда пробуждается заря»*. Когда супруга Шивы, Парвати, увидела этот инструмент, она создала свою вину, из которой можно извлекать не только полутоны — наименьшие интервалы в современной европейской музыкальной системе (см. выше), но и микротоны. На этом инструменте играют только женщины.
В древнегреческих мифах изобретателями многих струнных инструментов также выступали боги, а некоторые из них являлись еще и исполнителями струнной музыки. Например, эолову арфу невозможно отнести ни к одному классу струнных инструментов (щипковых, смычковых, клавишных), так как на ней играет ветер (или древнегреческий бог ветра Эол).
Пифагор отдавал явное предпочтение струнным инструментам. Сама Вселенная представляла, по его мнению, музыкальный инструмент с одной струной, соединенной одним концом с Материей, другим — с Духом. Один из древнеегипетских гимнов содержал такие признания Божества: «Я великая неразрушимая лира всего мира, настроенная на песни небес».
Звуки арфы, известной с тыс. до н.э., не только оказывали влияние на человека, унося его в небесные выси, но и, по преданиям, завораживали диких зверей. В Библии также упоминаются струнные инструменты: «...от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Бога. И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него». С помощью гуслей былинный герой Садко вздымал волны или успокаивал разбушевавшееся море. Металлические музыкальные инструменты появились в начале бронзового века и сегодня металл используется в ударных, струнных и духовых инструментах. Каждый металл издает свой собственный звук. И в этих звуках находит свое отражение музыка небесных сфер. Ведь каждой планете соответствует определенный металл (Солнцу — золото, Луне — серебро, Меркурию — ртуть, Венере — медь, Марсу — железо, Юпитеру — олово, Сатурну — свинец). Комбинируя металлы, мудрецы древности использовали различные сплавы для создания ударных и духовых инструментов.
О целебной силе колоколов и колокольчиков известно с давних пор. На Руси колокольным звоном лечили головную боль и бессонницу, душевные болезни, а если собственноручно звонить в колокол, проходят ревматизм и заболевания суставов рук. Группа исследователей под руководством Ф. Шипунова несколько лет изучала природу воздействия на человека звона колоколов православных храмов. Было установлено, что, помимо слышимого звука, колокола производят энергию в ультразвуковом диапазоне и способствуют разрушению болезнетворной среды. Также отмечено, что колокольный звон разрушает молекулярную структуру болезнетворных организмов и подавляет вирусы гриппа, желтухи и другую инфекцию.
В буддийских храмах для обозначения начала и конца медитации используется звук звенящих блюдец — маленьких цимбал из «небесного металла», добывающегося из метеоритных фрагментов, как правило, связанных веревочкой или кожаным шнурком. Кроме того, их звук способен возвращать здравый ум и твердую память, восстанавливать эфирное тело после перенесенных заболеваний, а также лечения антибиотиками.
Особой силой воздействия обладают и духовые инструменты. В Ветхом Завете рассказывается, как от звуков семи труб пали стены Иерихона. В Откровении Иоанна Богослова есть такие слова: «. после сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего». Звуки органа возвышают дух для общения с Богом и дают душе умиротворение.
Народные врачеватели хорошо знали, звуки каких инструментов наиболее благоприятны при тех или иных болезнях. Так, скрипка благотворно действует на меланхоликов, альт эффективен при нарушениях нервной системы и упадке сил, оказывает хорошее действие на флегматиков. Арфа помогает при истерии, а флейта — при заболеваниях дыхательной системы и меланхолии от несчастной любви. Кларнет помогает при подавленном состоянии.